18.06.2015

Коррупция в портах или Почему инвесторы проплывают мимо


О войне в украинских портах, развязанной руководством АМПУ против экспедиторов грузов.
О войне в украинских портах, которую фактически развязали руководители Администрации морских портов Украины против экспедиторов грузов. (В развитие предыдущих материалов — Гибридная война в портах Украины и Гибридная атака в украинских портах.
Еще год назад времени в портах привычно уживались три вида коррупции: системная, «схемная» и «щипачество». Т.е. по направлениям денежных потоков: высшее руководство, средняя «шконка» и «на хлеб с салом» инспекторам низшей иерархии. После начала действий в марте 2014 года движения «НЕТ коррупции на транспорте» системную коррупцию удалось быстро победить.
Системная — это когда клиенту порта, при полном молчаливом согласии Администрации портов, просто останавливают работу под условием, что надо платить «наверх», и без разрешения «сверху» работы не будет при любом варианте. Януковичи, Азаровы, Калетники со сворой резво убежали, прихватив каналы притока наличности, разрушив взаимосвязи по системе. А быстро назначенные новые высшие руководители не рискнули связываться со скандальным движением «НЕТ коррупции на транспорте», и с системной коррупцией было неожиданно быстро покончено.
Движение «НЕТ» решило не связываться со «щипачеством», т.к. доказывать мелкие поборы, реагировать на каждый из сотен в день намеков от должностных лиц на «положенную мзду» не было ни сил, ни технических возможностей. Для этого же есть у государства отделы внутренней безопасности, борьбы с коррупцией — пусть государство хоть чем-то в этом направлении займется.
Осталась «схемная коррупция». Это означает ситуации, когда администрация портов вместе с таможней или по отдельности создают условия, при которых клиенты портов вынуждены будут платить, платить и платить, чаще всего не понимая, за какой-такой дополнительный сервис их снова «нагрузили». И не важно — наличными за право работать, или схема выстроена так, что платить клиент будет по безналичному расчету. Профи на зарплатах от государства так лихо научились выстраивать схемы для «отжима средств» с последующей их «утилизацией» в свою пользу, что большинство клиентов портов чаще всего вынужденно согласиться с этим видом поборов. Не платить — себе дороже.
Приведу самые циничные примеры съемной коррупции:


Пример 1. «Евротерминал» в Одесском порту.

Расценки с сайта этой фирмы, лихо поднимающей шлагбаум Одесского порта:
Т.е. просто за то, чтобы заехать в порт, клиент обязан расстаться с $55, правда, включая НДС.
А за это его, клиента, зарегистрируют в базе данных «Евротерминала»! Даже для проезда перевозчика с совершенно пустым контейнером есть свои расценки по регистрации в той же базе данных.
Активисты «НЕТ» интересуются в Администрации портов: «Это что такое? Как такое можно было сотворить в принципе?» Ответ от Главы АМПУ (выдержки из одного документа):

То есть, Администрация портов, которая самостоятельно вставила в схему работы частный «Евротерминал», теперь то ли не может влиять на тарифы, то ли «проделывает работу» на уменьшение тарифов — уже не разберешься. Но факт остается фактом — проехать в государственный порт без уплаты «тарифов» частного «Евротерминала» у клиентов порта не получится... Зато тебя зарегистрируют в базе данных «Евротерминала» (зачем? для чего?..) за 55 долларов США, включая НДС!

Пример 2: Пресловутый таможенный весовой контроль.

Реалии, Ильичевский порт 6-июня нынешнего года:
Практически все взвешиваемые по указанию всех этих органов грузы (см. примечание) — невесовые! Это когда расчет таможенных платежей в пользу государства — от стоимости одного чайника, колеса, игрушки и прочего, и тонны веса здесь «никаким боком»... Зачем взвешивать?
Более того, 99,9% таможенных взвешиваний не приводят к каким-то результатам в пользу для государства, т.к. не дают никаких результатов в принципе. За последние годы таким образом принудительно (!) взвешено в портах около полумиллиона контейнеров, в частные весовые комплексы оплачено под сотню миллионов гривен, а результат — несколько протоколов о нарушении таможенных правил... Таможня даже статистики не ведет этого «внутрипортового» бреда. Этому есть доказательство.
Спрашиваете, зачем в этом действе заняты практически все контролирующие органы Украины, воюющей страны (см.примечание к предыдущей таблице)? Ответ: «схемная коррупция». У таможенного инспектора нигде не выписано, что он должен делать с возникшей по результатам взвешивания разницей в массе груза: 100-200-1500 кг.
Не предусмотрены законодательством его действия нигде и никак. Поэтому происходит следующая манипуляция: или я задержу машину в порту и будем выяснять, откуда взялась погрешность во взвешивании, или меняйте документы (2-3 суток, расходы и страшная головная боль), или «чехлитесь» — то есть давайте взятку... Других вариантов нет. И «чехлятся», т.к. разбираться дороже выйдет. Вот и другие органы власти тут как тут: «А мы тоже хотим ваш груз на вес проверить!» Заставить водилу 2-3 суток в порту простоять (зимой на морозе, летом на жаре) по прихоти госчиновника — кому хочется? И этим заплатят...
Два заявления в Генпрокуратуру мы написали в прошлом году: проверьте законность этой принудительной процедуры, она — незаконная! В ответ: «Мы проверили частные весы в портах, они правильно взвешивают»... А уж сколько писем мы написали в Администрацию портов на эту тему: «Хватит, прекратите, это — чистая коррупция», сколько встреч с высшими чиновниками провели, в том числе и Мининфраструктуры... — все без толку.
«Схемная коррупция» насаждается, контролируется, тщательно оберегается именно теми, к кому «коммерсам» приходится взывать о справедливости.
Еще пример, совсем свежий. 10.06.2015г. при получении разрешения на вывоз импортного груза «пленка полипропиленовая» (вес груза в морском документе — 23070 кг) таможней было назначено взвешивание контейнера.
При взвешивании контейнера на частных весах № 1 было обнаружено расхождение с заявленным весом брутто на + 640 кг (это на весе в 41 тонну тягача с грузом, т.е. расхождение составило 1,5%) По установлению этого факта, сотрудники таможни отказали в дальнейшем оформлении, ссылаясь на то, что они не имеют права оформлять такой контейнер. И единственный выход — переделать все документы «по новому весу». Но экспедитор, усомнившись в достоверности результатов взвешивания, решил «перевеситься», благо на территории Одесского порта 4 частных весов по обслуживанию этой коррупционной схемы.
На весах № 2 результат был еще более удивляющим +1120 кг, по сравнению с первоначальными документами. Еще раз обратились в таможню и снова получили отказ в оформлении. Попросили сделать карточку отказа, взятку решили принципиально не давать. Ссылаясь на сильную загруженность, сотрудник таможни всячески пытался избежать выдачи карточки с официальным разъяснением причины отказа в оформлении. Когда экспедитор дал точно понять: «денег не будет», инспектор сказал, что он выдаст эту карточку только с указанием максимального расхождения веса, который был выявлен на весах № 2. Получатель груза с этим не согласился, и машина осталась в порту ночевать.
11.06.2015г. этот контейнер был повторно взвешен на весах № 2, затем на весах № 3 и как результат +600 кг, и снова на весах № 1. (У автора есть все весовые документы в
подтверждение этого портово-таможенного бреда). После этого, со всеми разными весовыми документами, экспедитор снова обратился в таможню для оформления карточки отказа с весом, который является хотя бы средним (если уже все весы показывают по-разному). После двух дней натуральных издевательств, обращения к активистам движения НЕТ, таможня сказала, что карточку не выдадут, пока не досмотрят груз. Досмотрели, по факту досмотра было выявлено, что отправитель для сохранности груза вложил дополнительные перегородки из фанеры, что как раз и привело к расхождению в весе. Контейнер был оформлен и отпущен.
В следующий раз, вероятнее всего, «коммерсы» будут «чехлиться», т.к. очень много времени и денег потеряли (все взвешивания — платные, простои в порту, стоящий автопоезд «влетел в копейку»)...
Если таможня или Одесский порт захотят разбираться — предоставлю документы. Но обычно — не хотят.
Еще раз, все эти схемы коррупции в портах Украины известны уже годы, начальники из администраций портов, а теперь уже и Министерство инфраструктуры, куда пошел на повышение новый зам.министра Юрий Васьков, прекрасно осведомлены о том, как внедрялись и выстраивались эти схемы. У активистов были надежды на быстрые изменения по искоренению этих коррупционных ловушек со стороны Мининфраструктуры, но, увы ... Похоже, что и сейчас вся машина Администрации портов будет запущена на защиту этих «схемных» завоеваний — только бы не утратить коррупционные «кормушки», выстроенные за прошлые годы. Доказательств этому выводу также предостаточно.

«Программная коррупция»

В последние пару лет, кроме привычных уже системных, «схемных» коррупционных тем и «щипачества» появилась еще один четко выкристаллизованный вид коррупции: «программная коррупция». Это когда при помощи программных средств и вовлечения в процесс всей мощи государственных органов и предприятий, в пунктах пропуска в порты буквально насаждаются частные компьютерные программы, которые сами по себе зациклены на коррупцию в разных формах.
Вообще-то просто так внедрить частную программу в портах, особенно, в которой будут работать госслужащие, практически невозможно. Но не для опытных «схемщиков» из Администрации портов. Да, есть технологическая схема работы порта, утвержденная в Минюсте, есть типовая схема, утвержденная правительством, в которых ни о каких частных программах не может быть и речи. Но разве есть препятствия, когда надо настроить очередную коррупционную схему для наших «героев»?
Тот же Ю. Васьков единолично подписывает временную технологическую схему работы, в которой уже четко обозначена и частная программа для работы, и новая коррупционная схема к ней вдовесок. И хотя этим лихим процессом, а также вовлечением в него десятков должностных лиц АМПУ, заинтересовались уполномоченные органы, но, вероятнее всего, дело будет тихо закрыто. Так как разобраться во всех хитросплетениях построения коррупционных схем высшим руководством этой Администрации от государства простым следователям, похоже, не под силу и «не по погонам»...
Схема выстроена, и вся компьютерная база данных работы с контейнерами в портах (с перспективой распространения на каждое движения в наших портах) выстраивается под одну частную фирму и с тотальной защитой ее интересов Администрацией портов. А за использование этого коррупционного детища заставляют платить клиентов государственных портов. За прошлый год около 20 млн. гривен коррупционеры уже «всосали» за навязанный админресурсом сервис.
Может ли компьютерная программа стоить миллионы в месяц? Должна, считают в Администрации портов! И будете платить!
Но и это еще не самое плохое. Худшее в том, что программа построена на совершенно четких коррупционных схемах, т.е. на упомянутой нами «схемной коррупции». Например, если по законодательству в действиях таможенного инспектора предусмотрено 2-шаговый процесс принятия решения при применении какой-либо законной формы контроля, т.е. с утверждением вышестоящим начальником, то в нашей новой частной программе этого нет, и назначение всех форм контроля производится совершенно бесконтрольно и безответственно — просто в зависимости от сегодняшнего настроения должностного лица. Ни контроля, ни ответственности! Поэтому регулярно имеем в портах под 50% взвешиваний и столько же таможенных досмотров, абсолютно бесполезных для государства.
Год активисты движения «НЕТ» на каждом рабочем совещании просят Администрацию портов провести элементарный юридический анализ интерфейса работы должностных лиц государства в частной программе, но даже этого добиться не могут. И не смогут, т.к. сразу поднимается законный вопрос: а как эта частная программа вообще смогла внедриться в государственную работу?
Рамки небольшой статьи не дают возможности выложить все документы и доказательства совершенно преступной позиции Администрации портов. Но документы — есть, и хочется надеяться, что они все-таки понадобятся для объективного разбирательства в действиях высших чинов АМПУ.
Тем временем «удачная сделка» с «программной коррупцией» в портах так вдохновила участников, что даже министр инраструктуры увлеченно подписывает документы о планах дальнейшего проникновения частной компании в работу портов — аж до 2020 года!
И после этого тот же министр будет активно заниматься поиском инвестиций в порты, убеждать инвесторов, что наши порты — лучшее место для инвестиций?..
А известно ли Министру, что частная компания, контролирующая эту систему в портах, уже известила в одностороннем порядке клиентов портов, что с июля повышает цены на свой «навязанный сервис» в 2,5 раза? Без объяснения причин. А когда клиенты портов обратились по этому поводу в АМПУ, им, естественно, ответили: «Это — их собственный коммерческий проект в наших портах, а наше дело — «левая сторона».
Придет инвестор в порт, привлеченный удобством и возможностью зарабатывать, а ему ответят так, как поступили в Администрации портов: «От нас ничего не зависит, будете платить и в „Евротерминал“ на шлагбауме порта, и в частную компьютерную компанию по их расценкам, а мы — Администрация портов — на эти процессы не влияем, мы — не при делах». Идиотизм.
С одной стороны: «Нам нужны инвестиции! Мы имеем на 1,5 млрд. долларов в ожидании контрактов на вложение в портовую отрасль!», а когда инвесторы придут, они получат «схемы» коррупционных платежей, которые никак не связаны с государством, но являются обязательными в пользу чьих-то частных компаний, «присосавшихся» к портам. И сколько таких схем еще настроит Администрация морских портов для будущих инвесторов? Если не остановят — то много, очень много...
Проваленные волноломы, стоящие без работы контейнерные терминалы, десятки тысяч одесситов, которые только и умели, что возить контейнеры из и в порты, остались без работы. А за «схемы» чиновники держатся намертво.
Прекрасная зарплата чиновников в АМПУ — но почему-то мировой монстр в контейнерных перевозках «Мерск» ушел из гос.порта Ильичевск в начале этого года в частный порт вместе с еще одним монстром — МСС. А недавно еще одна группа судовладельцев — альянс G5 (MOL, NYK, APL, HUNDAI, HAPAG — имена-то какие в морском бизнесе!) — заявила о прекращении сервисов своих судов в Украине. Последнее судно выходит в нашем направлении в конце июня из Китая. Доработались, «профессионалы»?

Что надо срочно делать, чтобы ситуацию исправить?

1. Прекратить сладкие разговоры о стоящих в очередях к нашим портам инвесторов в пользу конструктивной, практической работы в портах.
2. Осознать, что «чистка» портов от «схемной коррупции» — работа НЕ МВД или СБУ — эти схемы выстроены и выпестованы так тщательно и с таким коррупционным вкусом, что разбивать их должны именно специалисты в портово-морской отрасли. А возглавить эту работу должно именно Министерство инфраструктуры.
3. Начать кардинальную зачистку Администрации портов, прежде всего, избавившись от засилья коррупционно настроенных псевдо-руководителей, которые не способны уже ни на что, кроме как «ваять» коррупционные схемы, а потом разводить руками: «Мы же не причем»...
Создать привлекательный инвестиционный климат в портах, свободный от любой коррупции, обеспечив быстрое и недорогое обслуживание грузопотоков в Украине — вот задача, достойная настоящих реформаторов и патриотов своей страны.
А пока вся отрасль ждет реформ, ждет изменений: людям нужна работа, бизнесменам — качественный сервис. Инвесторов, понятно, в министерстве уже позвали. Тоже ждут. И в Администрации портов ждут — новые «схемы» рисуют...
Александр Захаров, координатор движения «НЕТ коррупции на транспорте», специально для издания «Аргумент»