14 января стало известно, что НАБУ расследует уголовное производство о возможных злоупотреблениях связанных в т.ч. со строительством мостового перехода через Сухой Лиман.
В частности, детективы Бюро анализируют материалы Государственной аудиторской службы, в ходе проверки которой были выявлены нарушения на сотни миллионов гривен.
Строительство, начатое еще в 2016, несколько раз останавливалась и возобновлялось после выделения дополнительных ассигнований. Проект должен был завершиться летом прошлого года. Однако вместо этого сметная стоимость моста увеличилась более чем вдвое – с 100,5 млн. грн. до 217,3 млн. грн., и работы все еще ведутся.
В сообщении НАБУ фамилии фигурантов не назывались. Однако СМИ стали известны некоторые подробности о фигурантах расследования. Речь идет о семье Круков.
Куратором проекта строительства моста был бывший первый вице-мэр Черноморска, а ранее директор Ильичевского порта Юрий Крук. По нашим данным, деятельность Крука, связанная со строительством моста, а также с работами по дноуглублению в порту Черноморска, являются одним из главных эпизодов расследования НАБУ.
При этом, не исключено, что следствие будет обращаться к эпизодам уголовных производств, открытых различными правоохранительными органами.
Члены известной в Одессе семьи Круков уже не первый раз становятся фигурантами уголовных дел. В августе 2014 года Генпрокуратурой было открыто уголовное производство №42014000000000838 в связи со сделкой, которую запланировали Юрий Крук-младший и его брат Вячеслав Крук. По мнению следствия, братья пытались продать Государственной продовольственно-зерновой компании Украины принадлежащую им убыточную «Украинскую национальную стивидорную компанию» — за $15 млн. Вячеслав Крук был арестован СБУ, в доме Юрия Крука прошли обыски. Интересно, что подозреваемых хотели взять на поруки сразу пять нардепов — Юрий Крук-старший (отец братьев и основатель «Украинской национальной стивидорной компании»), Светлана Фабрикант, Руслан Сольвар, Виталий Барвиненко и Александр Пресман.
В июне 2016 года правоохранители задержали третьего брата – Бориса Крука, в рамках уголовного производства по подозрению экс-генерального прокурора Виктора Пшонки в отмывании средств. На сайте Генпрокуратуры было указано, что задержанный «подозревается в соучастии в завладении бывшим Генеральным прокурором Украины государственными денежными средствами в размере более 69 млн грн, предназначенными для ремонта зданий Генеральной прокуратуры Украины». Борису Круку было сообщено о подозрении в совершении ряда преступлений, в том числе особо тяжких, в пособничестве завладению денег в особо крупных размерах, в отмывании полученных преступным путем доходов в особо крупном размере, а также в организации фиктивного предпринимательства. 24 июня 2016 года Печерский райсуд Киева избрал меру пресечения Борису Круку об аресте на 2 месяца с альтернативой залога в размере 30 млн грн.
Это было не первое уголовное дело, открытое против Бориса Крука органами прокуратуры. В по данным СМИ, в 2006 году Печерская райпрокуратура Киева возбудила и расследовала уголовное дело № 56-1240, возбужденное по факту фиктивного возврата НДС на 4,98 млн грн контролируемой Борисом Круком компанией «АВИТОС ЛТД». Как сообщается, в ходе расследования сотрудники одесской прокуратуры обнаружили конвертационный центр, общий «оборот» которого за 2005-2006 годы составил 4 млрд. грн.
В свою очередь, против Юрия Крука-младшего в сентябре 2015 года Нацполицией было открыто уголовное производство №12015160000000657 по статье 191 Уголовного кодекса Украины. Экс-директора Ильичевского порта Юрия Крука обвинили в заключении незаконной сделки Госпредприятия со связанной с ним компанией «Транс-Сервис», и нанесении ущерба бюджету. Несмотря на то, что Юрий Крук перестал быть директором порта еще в 2015 году, компания «Транс-сервис» продолжила работу в порту.
Кроме этого, в 2017 году Высший хозяйственный суд Украины поддержал претензии государственного Илличевского порта к компании Круков «Транс-Сервис». Речь идет о долге этой компании за участие в содержании инфраструктуры ГП «Ильичевской морской торговый порт». К слову, судьи Апелляционного хозяйственного суда Одесской области настойчиво отстаивали интересы Круков в этом споре.
Юрий Крук не смог пройти конкурс и повторно возглавить порт. Как бы то ни было, но уровень прозрачности работы порта «Южный» и Ильичевского порта, когда их возглавлял Крук иллюстрирует статистика. По данным СМИ, грузооборот порта «Южный» за время работы Крука (2007-2010) упал на 40%. Аналогичная ситуация и с «Ильичевском». Если до прихода Юрия Крука в 2013 году автомобилей через порт проходило почти сто тысяч в год, то с его приходом это количество уменьшилось до тридцати тысяч.
Уровнем растрат Крукам удалось прославиться еще до Пшонки и Януковича. Стоимость ремонта кабинета директора порта «Южный» в 2009 году составила 25 тыс долларов за каждый квадратный метр, после чего хозяина кабинета стали называть «Юра-миллиончик». В кабинете были персидские ковры ручной работы и бронированная дверь на дистанционном управлении.
Ранее семья Круков ориентировалась на действующую власть. Юрий Крук-старший – народный депутат 5 созывов, который был еще в составе кучмовской НДП. Затем он был в составе фракции Батькивщины. После прихода к власти Януковича Юрий Крук-старший стал членом фракции Партии регионов. Этот шаг позволил занять пост директор Ильичевского порта его сыну Юрию в 2013 году. Впрочем, несмотря на вынужденный союз с регионалами, семья Круков не потеряла связей с лидером «Батькивщины», и возобновило поддержку этой политической силы после 2014 года.
Однако после 2014 года отношения Круков с официальным Киевом не заладились. Сейчас Круки являются опорой и одними из наиболее активных сторонников Тимошенко в Одессе и области. Самая длинная история сотрудничества Крука-старшего – с БЮТ и Батькивщиной. Суммарно во фракции Юлии Тимошенко Крук находился около 7 лет. Его старший сын Вячеслав с 2005 по 2010 годы возглавлял Одесскую городскую организацию ВО «Батькивщина», и был лидером фракции БЮТ в Одесском горсовете. По информации СМИ, назначение Юрия Крука-младшего в возрасте 29 лет директором порта «Южный» в 2007 году состоялось лишь благодаря договорённостям его отца с занимавшей тогда пост премьер-министра Юлией Тимошенко.
Наиболее болезненным для семьи Круков сегодня может оказаться не столько факт очередного расследования, сколько то, что ведет его новый правоохранительный орган, НАБУ. История которого свидетельствует о том, что саботировать его расследования с помощью материальных и административных ресурсов – затруднительно. Дополнительным поводом для беспокойства для фигурантов расследования может стать киевская судебная юрисдикция, а возможно и Антикоррупционный суд, формирование судей для которого находится сейчас на этапе финальных собеседований. А эта структура, как вообще киевские суды и НАБУ, скорее всего, для Круков окажется не по зубам.