Как министр инфраструктуры Омелян попытался нанести государству ущерб в размере 72 млн. долл. и заодно попиариться на инвестициях.
На
Украинском инфраструктурном форуме в Киеве, который проходил месяц
назад, министр инфраструктуры Омелян пожаловался журналистам: ему не
удалось «привлечь инвестиции» в Одесский морской порт. Но ничего – на
очереди порт Южный. «Я надеюсь, что с портом «Южный» такая история не
повторится, потому что это будет просто позор», – заявил Омелян.
«Позор»
– это еще мягко сказано. Как выяснил наш корреспондент, по факту
попытки распродать по дешевке флот буксиров Одесского морпорта – а
именно это скрывалось под вывеской «привлечения инвестора» – полиция
открыла уголовное производство, о чем депутатов Верховной Рады
проинформировал и.о. главы Нацполиции Вадим Троян.
Так что же случилось в Одесском морпорту на самом деле?
А
вот что: в 2016 году, и об этом тоже Омелян рассказал на
инфраструктурном форуме, крупный международный инвестор – DP World из
Арабских Эмиратов – высказал намерение инвестировать в Одесский морпорт
крупную сумму – 50 млн. долл. Конечно, всякая инвестиция сейчас радость
для украинских чиновников – вопрос ведь для страны стратегический. Но
как часто бывает в практике мирового бизнеса, «высказать намерение» и
реально вложить деньги – это две большие разницы. Вот и получилось, что
вскоре P&OMaritime – дочерняя компания DP World, которая управляет
ее флотом, сделала Мининфраструктуры куда более конкретное предложение –
купить у госпредприятия Одесский морпорт 12 буксиров на общую сумму –
50 млн. долл. в рассрочку на 10 лет.
Тут
стоит сделать уточнение. На языке бизнеса покупка буксиров – это
конечно тоже инвестиция, то есть размещение капитала с целью получения
прибыли. Но это вовсе не та инвестиция, которая необходима государству.
Буксиры – прибыльный актив Одесского морпорта. «Они старые, они
постоянно требуют ремонта», – писала «группа поддержки» Омеляна в СМИ.
Но по данным порта, буксиры в 2016 году принесли 370,5 млн. грн (13,7
млн. долл.) Получается, буксиры за 4 года могут заработать те самые 50
млн. долл., которые Омеляну арабская компания пообещала выплачивать в
течение 10 лет. И конечно буксиры представляют интересы для, так
сказать, «инвестора» – ведь это по сути шальные деньги. Вопрос в том,
какая от этой сделки выгода государству или лично министру
инфраструктуры?
Правда,
сделка не состоялась: во-первых, категорически против высказалось
руководство Одесского морпорта. Его конечно никто слушать по началу и не
собирался. Но, во-вторых, вмешались народные депутаты, в частности,
фракция Радикальной партии и конкретно – депутат этой фракции Денис
Силантьев. В-третьих, полиция начала уголовное производство по признакам
преступления по статье 192 УК «Причинение имущественного ущерба путем
обмана или злоупотребления доверием». Производство это продолжается и
сейчас. «Дело пытались закрыть, но прокуратура не дала – дело остается в
производстве», – говорит нам председатель общественной организации
«Антикоррупционный морской контроль Украины» Алексей Мусатов.
…Пока
скандал набирает обороты, Омелян продолжает делать вид, что ничего
страшного не случилось: «Мы могли иметь инвестиции $50 млн, мы могли
иметь практику крупнейшей компании — портового оператора, но мы этого не
захотели», – сокрушается он на том же Украинском инфраструктурном
форуме в Киеве, забывая уточнить, что речь на самом деле идет о 5 млн. в
год против 13,7 млн., которые и так приносят буксиры. Арифметика
слишком простая даже для некомпетентного в сфере транспорта человека. Но
прокуратура и полиция, судя по уголовному производству, считают, что
дело, наверное, не в некомпетентности – а в личном интересе.
Другому
чиновнику скандал с буксирами мог бы стоить карьеры. Но к министру
инфраструктуры Омеляну в кругах представителей СМИ прилепилось прозвище
«тефлоновый». Коррупционные скандалы не прилипают к нему, говорят
журналисты. Здесь нет ничего странного – сам министр через цепочку
посредников выступает одним из крупнейших спонсоров украинских медиа,
тратя большие деньги на собственный пиар. «Только на кампанию против
Укрзализныци в начале года он потратил 130 тыс. долл.» – конфиденциально
объясняют ситуацию в крупнейшем украинском медиахолдинге. В обмен,
медиа не спешат его критиковать – как никак, крупнейший заказчик. В
итоге получается парадоксальная ситуация: «Министр инфраструктуры дарит
дубайской компании DP World буксиры Одесского морского торгового порта,
обеспечивая при этом ущерб государству в размере около 72 миллионов
долларов и не забывает на этом активно попиариться», – говорит Денис
Силантьев.
Автор материала: Кирилл Онопенко
По материалам: Antikor.com.ua