06.06.2017

Перелеты из "Борисполя" не подешевеют, аэропорт ждут скандалы – эксперты

По мнению чиновников, полеты станут доступнее, ведь каждый пассажир сэкономит как минимум 5-10 долларов. Эксперты этой логикой удивлены



Снижение базового тарифа на аэропортовые сборы и право на предоставление скидки до 80% за объем и новые направления для авиакомпаний, которые предлагает Министерство инфраструктуры, не сделают перелеты из аэропорта "Борисполь" существенно дешевле, даже если речь будет идти о "лоукост" перевозчиках. Об этом заявляют эксперты авиационной отрасли в интервью программе "Особый взгляд", которая вышла в эфир на "5 канале".

По мнению чиновников, полеты станут доступнее, ведь каждый пассажир сэкономит как минимум 5-10 долларов. Эксперты этой логикой удивлены. "Мы говорим о 5 долларах — максимум, что можно снизить в стоимости билета за счет на аэропортовых сборов. Если билет стоит 300 долларов — минус 5, то погоды никакой это не сделает. Поэтому тут скорее нужно авиакомпания повышать свою эффективность", - отметил эксперт по транспорту офиса эффективного регулирования BRDO Сергей Хижняк.

"Топливо составляет до 50% расходов на рейсе. Топливо в Украине действительно дорогое, и оно дороже, чем в многих европейских странах. Если стоимость топлива будет уменьшаться, естественно компании будут стимулировать развитие собственных перевозок путем уменьшения стоимости билетов", - добавил директор компании "Стиль Авиа" Евгений Хайнацкий.

При этом, по мнению экспертов, что новый порядок, изложенный в приказе министерства, точно гарантирует, так это убытки для государственного предприятия, которым является "Борисполь". "Предоставляя скидки, аэропорт смотреть должен — если он даст все 80% скидки, то очевидно, что у него не останется денег на содержание терминалов или аэродрома", - отмечает Хижняк. По мнению главы Совета директоров аэропорта "Киев" (Жуляны) Дениса Костржевского, снижение поступлений от сборов приведет к невозможности инвестировать в инфраструктуру – не только в ее развитие, но и даже в поддержание существующих условий. "Не будет денег на поддержание полосы — а это безопасность полетов. Кроме того, основная часть расходов от аэропортов — это заработная плата коллектива, это развитие инфраструктуры, это энергоносители. Соответственно, кто-то должен пострадать. Вопрос кто", - отмечает Костржевский.



Проект приказа может стать причиной и многих международных скандалов. Когда одной авиакомпании дадут скидку, а другой - нет. "Не расписана процедура, как генеральный директор какого-то аэропорта, по какому принципу будут предоставляется скидки. Почему одним 80, другим 30, третьим 10, а четвертым — 50?", - отмечает Хайнацкий.

"Придет завтра к руководителю предприятия прокуратура. Скажет - вы этой компании дали скидку 80%. А почему вы той не дали, а этой дали? Вы что, взяли у них, грубо говоря, взятки?", - дополняет его глава авиационного комитета Федерации работодателей на транспорте Валерий Полищук.

В министерстве все обвинения называют надуманными. "На самом деле это спекуляция. Сейчас вопрос - мы хотим иметь современную Украину или мы хотим ходить пешком и на повозках? ... Но я считаю, что мы должны иметь дешевые авиаперевозки, достойную конкуренцию, комфортные услуги", - прокомментировал претензии экспертов министр Владимир Омелян.

Альтернативным способом снижения стоимости авиабилетов эксперты называют дотации муниципалитетов. "Аэропорт Анталии платил авиакомпании 6,5 тысяч долларов за каждый рейс, который привозил более 150 отдыхающих. Здесь экономика понятна. Здесь отдыхающие тратят деньги, это работает экономика региона, платятся налоги", - отмечает Хижняк. "Как правило, это делается как - местная власть вводит для туриста какой-то сбор, то есть при регистрации в отеле вы платите туристический сбор, например 10 долларов, и восемь из них идет на авиакомпанию. Тогда это так - это бы сработало и это можно сделать. Но пока на сегодня у нас этого нет", - дополнил юрист в сфере авиации Андрей Гук.

Эксперты сомневаются и в резком росте пассажиропотока. Проанализировали маршруты, которые предложил новый авиаперевозчик. А они в основном совпадают с уже существующими направлениями полетов, которые есть в Борисполе.

"Перевозчики на самом деле будут просто перебирать пассажиропоток друг у друга. Ведь цель, стимулирующая программы аэропорта — сгенерировать дополнительный пассажиропоток, принести дополнительные доходы государственному предприятию за счет тех скидок, которые предоставляются" - считает Олег Бондарь – управляющий партнер юридической компании ECOVIS Бондарь и Бондарь.